Реализовывая
программу «Детство», изучая новинки методической литературы, новые
санитарно-эпидемиологические нормы, наблюдая за детьми, я обратила пристальное
внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников –
детское экспериментирование.
Термин экспериментирование
понимается нами как особый способ духовно-практического освоения
действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы
наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В
образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является
тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании
картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении
взаимосвязей, закономерностей.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к
исследованию природы, развивает мыслительные способности. В процессе экспериментирования
ребенку необходимо отвечать не только на вопрос как я это делаю, но и зачем это
делаю, что хочу получить в результате. Эксперимент в д/с, позволяет знакомить
детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами. Дети
сначала с помощью взрослых, а потом и сами выходят за пределы знаний и умений,
полученных в специально организованных видах деятельности. Экспериментирование
стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
Развитие способностей детей экспериментировать представляет
собой определенную систему, в которую включены опыты, наблюдения, осуществляемые
педагогом и детьми. Дети экспериментируют с различными вещами сами, пытаясь
узнать что-то новое. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально
организованных видах деятельности под руководством взрослого, затем необходимые
материалы для проведения опыта вносятся в предметную среду группы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает
возможность удовлетворить присущую ему любознательность почувствовать себя
исследователем, при этом взрослым равноправный партнер, что позволяет ребенку
проявлять собственную исследовательскую активность.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской
деятельности: занятия, игры, прогулки. «Детское экспериментирование» претендует
на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка (в ходе
исследований Н.Н.Подьякова) Экспериментирование в развитии интеллектуальных
способностей ребенка играет огромную роль. Рассказывать об экспериментах
дошкольников можно бесконечно, в ходе практической деятельности убеждаемся в
том, что экспериментальная деятельность является ведущей наряду с игровой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий