В традиционной педагогике
долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от
речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно
больше и чаще", - такие советы постоянно слышали родители от специалистов
дошкольного дела.
В каждом слове заключён не
только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить
психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.В традиционной системе воспитания взрослые частенько забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугиванию детей. Не считаются антипедагогичными "ярлыки": неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец:
Один из современных педагогов сравнил ребёнка с многооконным домом: какое качество выкликаем, то и отзывается-открывается. Значит "ярлык" становится установкой, прогнозом на будущее. Где бы табличку повесить: "Осторожно - слово. Словом можно покалечить душу"?
Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге "Когда одной любви недостаточно" просит взрослых, особенно тех, которые считают себя компетентными воспитателями, отказаться от таких фраз-заявлений детям:
"Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя". (Ребёнок воспринимает это так: "Такой, какой я есть, я неприемлем").
"Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей." ("Я наверное плохой").
"Ну разве можно быть таким глупым?" ("Должно быть я не умён").
"Ты никогда ничего не
понимаешь." ("Я тупой, неспособный!").
Мария Монтессори писала, что,
требуя послушания, лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе
не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом
деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем
тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность.
Пружину сжимаем, а когда она разожмётся и как и кого ударит, не ведаем. А
сколько тратим слов?! Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что
воспитываем личность.
Американский психолог Арнольд
Гезелл: "Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить
что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что
взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее
сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растёт, форма
полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри,
благодаря собственным потенциям роста".Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.
Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.
Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей.
Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.
Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они доказывают, как и создательница "молчаливой педагогики", что ребёнок - существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова.
Словами мы загружаем левое полушарие. Оно отвечает за логику, за понимание речи. А ребёнок - правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы подтягиваем постепенно к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.
Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что "личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма - это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная - это её эмоциональное проживание.
Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста".
Доказано, что существуют два языка общения: один язык - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз; второй язык - это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций, переживаний. Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу "считывать" информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.
Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтёт, впитает его разум.
Комментариев нет:
Отправить комментарий